вторник, 5 апреля 2016 г.

Растим исследователей



 Маленькие дети часто, прямо с рождения, кажутся нам хитренькими шпионами: мы о них не знаем ничего, не знаем, как себя с ними вести, а они уже копируют наше поведение, чуть позже повторяют наши слова и проверяют крепость наших нервов и границ.
 Мир обрушивает поток информации  на наших малышей. Мы думаем, что должны подготовить детей к жизни, а они живут уже прямо сейчас, методом проб и ошибок, постигая закономерности бытия.
  Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное.

  Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.  Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, ри­сунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности.
 Современное образование одной из важнейших задач ставит развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем сведения, полученные репродуктивным путем.
  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, а умение и навыки, полученные в элементарных исследованиях, затем легко переносятся во все другие виды деятельности. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями  и наблюдателями, но и становились полноправными участниками всех мероприятий. Необходимо научить детей обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.
 Наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:
  • Занятия – экспериментирования.
  • Работа в мини-лабораториях.
  • Организация мини-музеев.
  • Проектные дни.
  • Просмотр мультимедийных проектов.
  • Презентации проектов.
  • Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек.
  Темы для исследований: живая природа, неживая природа, физические явления, техника, человек, рукотворный мир.
 Самый  популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
  Полезные игры и игровые упражнения для развития наблюдательности и внимания:
«Волшебный мешочек»  (В мешочке находятся различные знакомые предметы.  Необходимо назвать их по памяти.)
«Найди отличия» (Необходимо найти отличие  на 2-х картинках, найти отличие на ощупь, найти отличие на слух и т.д. и отметить их),
«Найди пары» (Необходимо найти пару обуви, перчаток, одинаковые геометрические фигуры)
«Что художник нарисовал неправильно?» (Детям предлагается рассмотреть рисунки, нарисованные художником, найти ошибки и исправить их)
«Найди лишнюю картинку» (Предлагается детям рассмотреть серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.) и т. п.
  Здесь большая коллекция игр на внимание!
                                                                         
  Популярны наблюдения на прогулке (отмечаем сезонные изменения в живой и неживой природе, погодные явления); в живом уголке (здесь воспитанники наблюдают за  развитием и ростом  комнатных растений и  в «дневниках наблюдений» фиксируют изменения).                           Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе,  добиваться результатов деятельности, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
   Какие бывают эксперименты.
  Эксперименты классифицируются  по разным принципам:
- по характеру объектов,  по месту проведения опытов, по количеству детей, по причине их проведения, по характеру включения в образовательный процесс, по продолжительности, по количеству наблюдений за одним и тем же объектом, по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- по характеру мыслительных операций, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат).
Например, предлагается решение экспериментальных задач:
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
  Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:
Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.
Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.
Свойства песка и глины.
Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
Свойства бумаги, её виды.
Магнит и его свойства.
Что нужно растению для жизни.
Наблюдение за этапами развития растения.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.
Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).
Эксперимент "Собственная радуга"
Полезные ссылки об опытах и экспериментах для детей:
опыты с воздухом:
 Как правильно проткнуть воздушный шарик?
о воздухе
Занимательные эксперименты для детей «Воздух»
 Вертушки. Игры с ветром.

опыты с водой:
Куда спряталась капелька- для самых маленьких
 Капля чернил в воде
 о воде "Царица-водица
 3 состояния воды
Путешествие в водное царство
 опыт на проверку чистоты воды
опыты с водой и её поверхностью 
Яйца в воде - опыты с плотностью
 Вода с горкой
 Чудеса капиллярности
опыты сезонные:
 Зимние опыты и наблюдения
 Ледяные шарики
 всходы петрушки за 3 часа
Изучаем животный мир- наблюдения за насекомыми, пудинг для птиц
опыты на кухне
В каких продуктах есть крахмал
Опыты с сахаром
разное:
Извержение вулкана с лимонной кислотой
 Выращивание синих кристаллов
 Опыты с волчками
Школа Интересных Наук. Модель глаза или камера-обскура.
Клеящие вещества
Химические змеи из таблетки
 сборники:
 картотека
Воз и маленькая тележка чудес-опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Н. М. Зубкова
Опыты ( каждый на отдельной  карточке)
Удивительные превращения -детям о земном притяжении
 видео сборник "Забавная наука" 
Занимательные опыты- видео
Подборка опытов из разных книг
 8 крутых научных экспериментов для детей
365 научных экспериментов
 100 Занимательных Экспериментов
 Забавные Химические опыты. Мастерилка
Познавательные опыты дома и в школе

8 способов обмануть свой  мозг
 Покажите эти опыты детям
 Огнеупорный шарик
Цветная капуста
Плавающее яйцо
Кристаллические леденцы
Зажжённая спичка
7 чертовски увлекательных научных опытов
Лимонный вулкан
Электрические угри
Радужная бумага
Дождевое облако в банке
Фейерверки в банке
"Бомбочки" для ванны
Медуза в бутылке
Познавательные опыты в школе и дома
2 (456x700, 136Kb)
Простые физические опыты в домашних условиях
 про атмосферное давление, свойства газов, движение воздушных потоков и возникновение тени от разных предметов.
 Родители- волшебники
Круговорот воды в пакете
Торнадо в банке
Радуга из конфет
Невидимые чернила
танцующие "червяки"
Варим яйцо наизнанку
10 простых научных опытов 
Большой сборник "Простая наука"
"ПРОСТАЯ НАУКА" для детей. Отзывы о книге.
"Знай и умей"- ссылка  для скачивания 122 книг
 опыты на красочно оформленных карточках
гифки с химическими реакциями
 15 научных гифок
группа в вконтакте, посвящённая детским экспериментам
Адрес интернет- магазина, где можно заказать много интересного для опытов и экспериментов "Игры разума"
Зачем нам это?
 Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают у детей любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.    Исследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.  В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формируется познавательная активность воспитанников.

                 Чем больше знаешь, тем больше интересного можно сделать!

Пост отправляется в "Азбуку характера 2"

4 комментария:

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...